МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА В.В. ДАВЫДОВА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ ПРОГРАММА 21–24 сентября 2020

Print
There are no translations available.

 

31 августа 2020 года исполняется 90 лет со дня рождения Василия Васильевича Давыдова, выдающегося ученого, мыслителя, педагога, реформатора образования и основателя новой научной школы в психологии, наследие которой получило широкое признание в профессиональном сообществе. В связи с юбилеем проводится Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», организованная Российской ассоциацией исследователей образования совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Психологическим институтом РАО. Мероприятие направлено на обсуждение вклада научной школы В.В. Давыдова в отечественную и мировую науку, осмысление путей решения проблем обучения и развития в условиях современного общества. В задачи конференции входит обсуждение направлений развития теории и практики развивающего образования в XXI веке, актуальных проблем современной дидактики, подходов к проектированию новой школы и подготовке кадров.


Со-председатели: 

Рубцов В.В., президент ФГБОУ ВО МГППУ, заведующий международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» (Москва, Россия) 

Болотов В.А., президент Ассоциации исследователей образования, на- учный руководитель центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)

 

Члены комитета: 

Адамский А.И., научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» (Москва, Россия) 

Асмолов А.Г., заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия) 

Бредикайте М., профессор университета Вутаутаса Магнуса (Вильнюс, Литва) 

Василев В.К., профессор Пловдивского университета «Паисий Хилендарски» (Пловдив, Болгария) 

Веджетти С., профессор I-го Римского университета «La Sapienza» (факультет психологии) (Рим, Италия) 

Громыко Ю.В., директор Института опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» (Москва, Россия) 

Ивич И., профессор генетической педагогики, Университет Белграда (Белград, Сербия) 

Исаев Е.И., профессор кафедры педагогическая психология факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Косарецкий С.Г., руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия) 

Кудрявцев В.Т., профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Лазарев В.С., главный научный сотрудник Сургутского государственного педагогического университета (Москва, Россия) 

Лекторский В.А., главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва, Россия) 

Львовский В.А., заведующий Лабораторией проектирования деятельностного содержания образования ГАОУ ВО МГПУ (Москва, Россия) 

Максимов Л.К., профессор ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (Волгоград, Россия) 

Марголис А.А., ректор ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)
Нечаев Н.Н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Реморенко И.М., ректор ГАОУ ВО МГПУ (Москва, Россия) 

Сергоманов П.А., ВРИО директора ФГБНУ ПИ РАО (Москва, Россия) 

Фрумин И.Д., научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия) 

Хедегаард М., профессор Копенгагенского университета (Копенгаген, Дания) 

Хаккарайнен П., профессор университета Вутаутаса Магнуса (Вильнюс, Литва/Финляндия) 

Эльконин Б.Д., заведующий лабораторией психологии младшего школь- ника ФГБНУ ПИ РАО (Москва, Россия) 

Энгестрём Ю., профессор университета Хельсинки (Хельсинки, Финляндия)


Со-председатели: 

Марголис А.А., ректор ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Сергоманов П.А., ВРИО директора ФГБНУ ПИ РАО (Москва, Россия) 

Члены комитета: 

Байковская Н.А., начальник отдела по международным связям ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Баранников К.А., проректор по развитию ГАОУ ВО МГПУ (Москва, Россия)

Дыкина Е.А., помощник президента ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)

Конокотин А.В., преподаватель кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Сомов Е.А., начальник отдела безопасности и охраны труда Дирекции по обслуживанию зданий, обеспечению безопасности и охраны труда ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Улановская И.М., ведущий научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО (Москва, Россия) 

Хаперская А.Ю., исполнительный директор Ассоциации исследователей образования (Москва, Россия) 

Шведовская А.А.,начальник управления информационными и издательскими проектами ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия) 

Эркенова Ф.С., начальник отдела по информационной политике и связям с общественностью ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)



Время проведения

Мероприятия

21 сентября

 

13:00–14:30

Пресс-конференция в РИА-новости: «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации»

15:30–18:00

Секция «Разум и рассудок в мышлении и деятельности: подход научной школы В.В. Давыдова»

Модераторы секции: В.Т. Кудрявцев,

В.А. Лекторский, И. Ивич (Белград, Сербия)

18:00–19:00

Вечерняя лекция

«Формирующий эксперимент и современное образование» Проф. М. Коул (Сан-Диего, США)

22 сентября

 

10:00–11:45

Пленарное заседание

12:00–14:30

Секция «Мониторинг образовательных результатов в системе развивающего обучения»

Модераторы секции: В.А. Болотов, И.М. Улановская

15:00–17:30

Секция «Научные понятия и исследовательская деятельность учащихся»

Модераторы секции: А.А. Марголис, И.Д. Фрумин

23 сентября

 

10:00–12:30

Секция «Развивающее обучение сегодня: проблемы теории и практики»

Модераторы секции: А.Б. Воронцов, В.С. Лазарев, В.А. Львовский

13:00–15:30

Секция «Современная школа в духе идей

В.В. Давыдова: Проблематизация. Проектирование. Оценка образовательных эффектов»

Модераторы секции: Ю.В. Громыко, И.М. Реморенко, В.В. Рубцов

16:00–18:30

Секция «Педагогические кадры для развивающего образования»

Модераторы секции: Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, С. Веджетти (Рим, Италия)

24 сентября

 

10:00–12:00

Пленарное заседание (Часть 1)

12:15–14:00

Пленарное заседание (Часть 2)

16:00–19:00

Мемориальное заседание

«В диалоге с В.В. Давыдовым»

 

Материалы сборника Международной научно-практической конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», организованная Российской ассоциацией исследователей образования совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Психологическим институтом РАО. Мероприятие направлено на обсуждение вклада научной школы В.В. Давыдова в отечественную и мировую науку, осмысление путей решения проблем обучения и развития в условиях современного общества. В задачи конференции входит обсуждение направлений развития теории и практики развивающего образования в XXI веке, актуальных проблем современной дидактики, подходов к проектированию новой школы и подготовке кадров.
Конференция является третьей конференцией в серии «Современная дидактика».

Форум, в работе которого приняли участие философы, психологи, социологи, педагоги-исследователи и практики образования, стал свидетельством продуктивного двуединства понятия «школа В.В. Давыдова», включающего собственно научную школу В.В. Давыдова, и развивающуюся образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

С опорой на классическую философскую диалектическую традицию, достижения культурно-исторической и теоретико-деятельностной психологии В.В. Давыдов раскрыл генезис специфически человеческого типа мышления – мышления разумного, теоретического, без которого не могла бы возникнуть развитая культура и цивилизация. Более того, он сделал свое открытие достоянием широкой практики образования, найдя альтернативу господствующему на протяжении трех столетий способу жизни детей и взрослых в стенах школы.

По мнению участников конференции, система развивающего обучения (РО), превратившаяся за 60 лет в систему развивающего образования, является не просто одной из педагогических инноваций, нацеленных на «косметический ремонт» школы. Она по-прежнему задает образ «Школы будущего», который опирается на новый тип мышления в образовании, новые формы образовательных общностей взрослых и детей, основанные на различных видах деятельности. Такая школа требует новой образовательной политики, новой «философии образования», новых подходов к управлению образованием и оценке образовательных результатов.

Конференция констатировала, что если в 50-х–70-х годах прошлого века интерес разработчиков системы РО был сконцентрирован на изменении типа мышления детей в школьном обучении, то с 80-х годов и по сей день приоритетной становится проблема изменения типа педагогического мышления и сознания взрослых, определяющих форму обучения и развития учащихся. Речь идет не только о педагогах, но и родителях, школьных психологах, управленцах разного уровня, студентах, которые обучаются по психолого-педагогическим специальностям и др. Очевидно, что решение этой проблемы определяет судьбы развития у детей мышления как необходимого требования к формированию личности в условиях современной школы. Такое мышление складывается в системе детско-взрослых общностей и разных видов деятельности в пространстве и основного, и дополнительного образования. Новейшие разработки в области построения системы РО, которая в России приобрела форму сетевого проекта, открывают для этого широкие возможности. Отмечая высокий уровень организации Конференции, объективную востребованность теории и практики развивающего обучения (РО) для решения актуальных задач образования и социальной практики, участники конференции рекомендуют:

1. Создать комиссию по изучению творческого наследия В.В. Давыдова (отв. АИО, МГППУ, ПИ РАО; срок - ноябрь).

Комиссии:

 подготовить и издать Сборник материалов Конференции «В диалоге с В.В. Давыдовым»;

2. В опоре на имеющийся опыт образовательных организаций разработать Программу повышения квалификации для специалистов, работающих в русле идей научной школы В.В. Давыдова. Совместно с заинтересованными организациями проработать вопрос о проведении на основе разработанной Программы курсов повышения квалификации педагогических работников (сетевой проект – АИО, МГППУ, МГПУ, ПИ РАО, ИО НИУ ВШЭ; срок: март 2021 года).

  3. Организовать (1раз в 2 года) проведение Международных Давыдовских чтений с целью обсуждения перспективных направлений развития и внедрения результатов научной школы В.В. Давыдова в систему образования и социальную практику (отв. МГППУ, ПИ РАО).

4. Рассмотреть в качестве прорывных проектов, перспективных для развития научной школы В.В. Давыдова следующие:

 проект «Деятельностное содержание образования»;