Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Новости Х Международные чтения памяти Л.С.Выготского

Х Международные чтения памяти Л.С.Выготского

E-mail Печать PDF

17-20 ноября в Институте психологии им. Л.С. Выготского пройдут чтения «КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ  ПРЕЗРЕЛИ СТРОИТЕЛИ». Культурно-историческая теория и социальные практики.

Предлагаем Вашему вниманию программу мероприятия.

17 ноября  
11.00- 11.30 Открытие конференции ауд 227  
Е.И. Пивовар, И.В. Карапетянц, Ю.П. Зинченко, Д. Робинс, М. Флир  
 
11 30 – 12.30 Пленарное заседание ауд.227  
1. Зинченко Ю.П. (Россия)  
Культурно-исторический подход – зона ближайшего развития психологической науки  
2. Лойс Хольцман (США)  
Социальная терапия: культурно-историческая терапия, рожденная в США и используемая по всем мире  
12. 30 - 12.45 Кофе-брейк  
 
12.45- 15.00 Пленарное заседание  
 
3.Асмолов А.Г. (Россия)  
Культурно-историческая методология как социальная практика  
 
4. Кудрявцев В.Т. (Россия)  
Практики в культурно-исторической психологии: проблема и решения.  
 
15 00 – 16 00 обед  
16.00 - 20.00 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - ауд.227  
Института психологии им. Л.С. Выготского  
 
20.00 – 22.00 Фуршет  
 
18 ноября  
10.00-13.00 Пленарное заседание ауд 390  
1. Кравцов Г.Г. (Россия) Принцип единства аффекта и интеллекта в образовательной практике.  
2. Ивич И.(Сербия) Школьный учебник – культурно психологическое средство умственного развития детей.  
3. Поддьяков А.Н. (Россия) Практика оборонительного обмана: две культурно-исторические традиции осуждения и оправдания.  
 
13.00-14.00 - обед  
 
Секция 1 ауд. 396  
Роль культурно-исторической концепции в подготовке психологов в ВУЗе.  
Рук. Зинченко Ю.П. (Россия), Кравцова Е.Е. (Россия)  
1. Кравцова Е.Е.(Россия) Культурно-исторические основы подготовки психологов в ВУЗе  
2. Мишина Е.И. (Россия) Влияние образовательной среды на профессиональное становление студента  
3. Кузнецова С.А. (Россия) Проблемы внедрения новых средств регуляции профессиональной деятельности преподавателей вуза  
4. Крымчанинова М.В. (Россия) Социально-психологические факторы формирования имиджа преподавателя высшей школы  
5. Вологдина И.С. (Россия), Проводникова А.И. (Россия) Профессиональное образование и подготовка в культурно-исторической научной Школе  
6. Щелина Т.Т. (Россия) Личностная готовность будущих психологов и социальных педагогов к обучению в ВУЗе в контексте культурно-исторического подхода  
7. Долгова Н.В. (Россия) Особенности профессионально-ролевых представлений менеджеров  
8. Шибаева Л.В. (Россия) Репродуктивный и творческий уровень овладения студентами-психологами способами организации развивающих курсов обучения в процессе вузовской подготовки.  
9. Новикова Т.С. (Россия) Проектирующий метод в подготовке студентов-психологов  
10. Солодаев В.К. (Россия) Профессиональная позиция и особенности обобщений в практическом мышлении  
 
Секция 3 ауд. 442  
Культурно-исторический подход в работе психологов образования  
Рук. Прихожан А.М. (Россия), Гуткина Н.И. (Россия)  
 
1. Шибаева Л.В. (Россия) Актуальные теоретические ракурсы развертывания исследований генезиса позиции ученика как субъекта образования в условиях развивающего обучения  
2. Смирнова Т.Ю. (Россия) Представления низкостатусных подростков об одноклассниках  
3. Солодникова И.В. (Россия) Психосоматические проявления кризиса среднего возраста  
4. Захарюта Н.В. (Россия) Развитие воображения детей в социальных практиках МДОУ Красноярского края  
5. Кэрри Лобман (США)Импровизация в школьной образовательной системе: использование культурно-исторической психологии для стимуляции развития в городских школах.  
6. Кравцов О.Г. (Россия) Генезис толерантности в детском возрасте  
7. Семенова Г.А. (Россия) Психологические механизмы развития эмпатии личности  
8. Красоткина А. (Россия) Переживание застенчивости, как фактор, влияющий на восприятие  
9. Смыслова Г.А. (Россия) Становление образа чувств в детском возрасте  
 
Секция 4 ауд.390  
Понятия и категории в развитии высших психических функций  
Рук. Кравченко Ю.Е. (Россия), Котов А.А. (Россия)  
 
1. Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. (Россия) О функциональных предпонятиях в учебной среде деятельностной пропедевтики естественнонаучного предмета  
2. Бережковская Е.Л. (Россия), Кузнецова О.В. (Россия) Различение сказки и реальности как показатель личностного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте  
3.Чуприкова Н.И. (Россия) Единый дифференционно-интеграционный план развития познания в филогенезе, онтогенезе и в историческом развитии человечества  
4. Кошелев А.Д. (Россия) Концепты базового уровня двухлетнего ребенка сближаются с концептами взрослого  
5. Агрба Л.Б., (Россия), Котов А.А. Т.Н. (Россия) Роль знака в формировании понятий у детей и взрослых  
6. Преображенская А. (Россия) Роль намерения взрослого в репрезентации каузальных связей объекта ребенком  
7. Котова Т.Н. (Россия) Роль языка и речи в развитии метарепрезентации у ребенка.  
8. Анциперова М.В. (Россия) Значение слова в контексте проблемы функциональной межполушарной асимметрии  
 
Секция 5 ауд. 206  
Интеллект и мышление в социальных практиках  
Рук. Спиридонов В.Ф.(Россия), Люсин Д.В.(Россия)  
1. Иванов В. (Россия) Роль стратегического знания в решении задач на контроль динамических систем  
2. Коровкин С.Ю. (Россия) Особенности обобщений в решении орудийных задач  
3. Додонова Ю.А. (Россия) Способы фиксации времени ответа при тестировании интеллекта  
4. Владимиров И.Ю. (Россия) Ситуационные детерминанты категоричности выбора способа решения инструментальных задач.  
5. Додонов Ю.С. (Россия) Использование IRT для корректировки результатов тестирования интеллекта  
6. Фомин А.Е. (Россия) Обучение декомпозиции глобальных целей (на материале обучения и воспитания)  
7. Спиридонов В.Ф. (Россия) Комплексный (парадигматический и экспериментальный) анализ процесса решения регулярных задач.  
8. Овсянникова В.В. (Россия) Сензитивность vs точность как аспекты эмоционального интеллекта  
9. Люсин Д.В. (Россия) Связи эмоционального интеллекта с общим интеллектом  
10. Сысоева Т.А. (Россия) Склонность выделять эмоциональный компонент в информации и ее связь с эмоциональным интеллектом  
11. Рамендик Д.М. (Россия) Когнитивные и личностные особенности взрослого человека как средства достижения целей  
12. Хасса Ахади (Иран) Интегрированный подход к социально-когнитивному развитию ребенка (анализ и сравнение теорий Л.С. Выготского и Ж.Пиаже  
13. Сиавес Азери (Канада) Понятия и научное познание  
14. Деревянко С.П. (Россия) Феномен эмоционального интеллекта: проблемы исследования  
15. Белоконь О.В. (Россия) Роль неакадемических форм интеллекта в лидерстве  
 
Секция 6 ауд 444  
Методологический смысл понятия «практика» в культурно-исторической психологии  
Рук. Кудрявцев В.Т. (Россия), Гуткина Н.И. (Россия)  
1. Абраменкова В.В. (Россия) «Практика» поименования как культурный феномен  
2. Инина Леопольдоф-Мартин (Швейцария) Культурно-историческая теория Л.С.Выготского с позиций его педалогических воззрений  
3. Стив Габош и Махаммед Эльхамуми (США/Саудовская Аравия) Идеи Выготского о развитии и противоречии как движущих силах развертывания высших психических функций  
4. Фернандо Гонсалез-Рей (Куба) Другое осмысление наследия Выготского: от Л.И.Божович к вопросам субъективизма, идущим из культурно-исторической теории  
5. Сысоева И.В. (Россия), Мордвинова Е. (Россия) Культурно-исторический смысл понятий «теория» и «практика» в организационной психологии  
6. Степанова М.А. (Россия) Психометрический подход в образовании  
7. Гуткина Н.И. (Россия) Практика как формирующий эксперимент  
8. Хонг Габриэль (Тайвань) Парадокс Выготского в Тайване  
 
17.00-18.00 кофе-брейк ауд. 228  
18.00 - 21.00 мастер-класс ауд. 374  
Лойс Хольцман и Кэрри Лобман  
Роль игры, театрального представления, импровизации в развитии человека и социальных переменах.  
 
19 ноября
 
 
10.00-13.00 Пленарное заседание ауд.390  
1. Флир М. (Австралия) Культурно-историческая концепция социальных практик в педагогике раннего детства в Австралии. Изучение научной и каждодневной игры в Австралии.  
2. Кравцова Е.Е. (Россия) Психологические особенности развивающей семейной педагогики  
3. Прихожан А.М. (Россия) Культурно-исторический подход в подготовке психологов к работе в системе образования  
 
13.0 – 14.00 обед  
 
14.00 -17.00  
 
Секция 8 ауд. 390  
Психолого-педагогические условия развития культуры родительства  
Рук. Флир М. (Австралия), Горлова Е.Л. (Россия)  
1. Горлова Е.Л. (Россия) Показатели развивающего общения родителей с детьми раннего возраста  
2. Вопилова И.В. (Россия) Социальные представления молодежи о беременности  
3. Перелыгина И.А. (Россия) Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями  
4. Белова С.С. (Россия) Мифологичность организационной культуры  
5. Тайебех Нури (Иран-Россия) Психологические особенности толерантности у жителей Ирана и России  
6.Калинина Н.В.(Россия) Один из подходов к построению модели индивидуального защитного стиля  
7. Постникова М.И. (Россия) Межпоколенные отношения в контексте культурно-исторической концепции  
8. Прихидько А.И. (Россия) Межгрупповые эмоции в условиях соревнования  
 
Секция 2 ауд. 228  
Построение системы непрерывного образования как условие реализации культурно-исторического подхода в образовании (итоги и перспективы летней школы 2009)  
Рук. Робинс Д. (США), Ховрина Г.Б. (Россия)  
 
1. Ховрина Г.Б. (Россия) Культурно-исторический подход и практика реализации преемственности в образовании.  
2. Копытина М.Г. (Россия) Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и практика организации обучения и развития детей старшего дошкольного возраста  
3. Шопина Ж.П. (Россия) Психологические условия реализации преемственности начального и среднего образования  
4. Эдвардс С. (Австралия) Рефлексия летней психологической школы 2009  
5. Роббинс Д.(США), Мэрилин Флир (Австралия), Ганн-Мари Ветсо (Швеция) Колет Мерфи (Швеция) Международная Летняя Школа Выготского: Важные осмысления и полученные знания  
6. Сысоева И.В. (Россия) Особенности личностного развития подростков в контексте культурно-исторической психологии  
 
Секция 3 ауд. 442  
Культурно-исторический подход в работе психологов образования  
Рук. Прихожан А.М. (Россия), Гуткина Н.И. (Россия)  
 
1. Каминская М.В. (Россия) Выявление позиции взрослого в школьном образовании как социальная практика оценки его инновационности  
2. Бережковская Е.Л., Ухина С.А. (Россия) Формирование коллективного субъекта деятельности как фактор личностного развития старших дошкольников  
3. Алиев Т.И. (Россия) К вопросу о технологиях дошкольного образования  
4. Алиева Т.И., Шафран Н.М., Матейченко Е.В (Россия) Коммуникативная практика ребенка 4-5 и 5-6 лет в условиях детского сада.  
5. Ганн-Мари Ветсо (Швеция) Отношение к собственной образовательной деятельности педагогов и персонала муниципальных дошкольных и школьных учреждений Швеции  
6.Прилепин В.Л. (Россия) Особенности психологического сопровождения работы воспитателей и специалистов детского сада.  
7. Гуткина Н.И. (Россия) Применение культурно-исторической концепции развития ребенка в психологическом консультировании детей  
 
Секция 6 ауд 444  
Методологический смысл понятия «практика» в культурно-исторической психологии  
Рук. Кудрявцев В.Т. (Россия), Гуткина Н.И.  
 
1.Кряжев М.Г. (Россия) Опыт амплификации концепта Л.С.Выготского «временное поле» в качестве фундаментального принципа социального взаимодействия  
2. Шибаева Л. В (Россия) Интерпретация практики генетико-моделирующего эксперимента сквозь призму «системодеятельностного подхода»  
3. Меркулова О.П. (Россия) Идеальные формы развития в социальных практиках: попытка исторического анализа  
4. Корепанова И.А. (Россия), Сафронова М.А. (Россия) К проблеме построения методики изучения становления предметного продуктивного действия детей (парной методики)  
5. Фанталова Е.Б. (Россия) Методологический анализ уровня ДУША в психологическом исследовании  
6. Карпухина Т. (Россия) Влияние мотивационного конфликта на актуальный уровень обобщения  
 
Секции 7 ауд.374  
Зона ближайшего развития культурно-исторического подхода в педагогической психологии  
Рук. Шабельников В.К. (Россия)  
 
1. Шопина Ж.П. (Россия) Психологические закономерности расширения зоны ближайшего развития у младших школьников  
2. Шаповал С.А. (Россия) О жанре «ситуационной» учебной задачи в филологическом образовании  
3.Мишина М.М. (Россия) Социально-психологические детерминанты развития способностей человека  
4. Вивиана Гомес и Паула Гера (Чили) На пути к пониманию: педагогический подход к проблеме конструирования знания при обучении в школе  
5. Колет Мерфи (Швеция) Выявление отношений детей к проверкам и контролю – культурно-исторический подход, включающий методологию прав ребенка  
6. Юичи Нишимото (Япония) педагогически мотивированная онтологическая структура культурно-исторической теории: чувственное, языковое и созидательное отношение к миру  
7. Коваленко О.В.(Россия), Платонова О.В. (Россия) Организация развивающей среды для воспитателей детского сада как средство формирования ЗБР у дошкольников  
8. Семяшкин А.А. (Россия) Влияние общей психодинамической активности и эмоциональности на изменение характера взаимосвязей когнитивных стилей с мотивацией достижения успехов  
6. Воля Е. (Россия) Педагогическая миссия как феномен личностного роста  
 
Секция 13 ауд. 206  
Психолого-педагогическое проектирование в образовании  
Рук. Ясвин В.А. (Россия)  
1. Ясвин В.А. (Россия) Системное проектирование в сфере образования  
2. Белова С.А. (Россия) Проектирование инновационного развития образовательных систем на основе моделирования  
3. Фёдоров В.В. (Россия) Проектирование развития образовательной системы на основе её психолого-педагогической экспертизы  
4. Рыбинская С.Н. (Россия) Проектирование содержания дополнительного образования учащихся в школе  
5. Лачишвили Р.А. (Россия) Проектирование личностно-развивающей деятельности учащихся  
6. Шейнис Г.В. (Россия) Психолого-педагогическое проектирование в сфере формирования экологической культуры учащихся  
7. Воробьёва А.С. (Россия) Проектирование программы формирования толерантности воспитанников детских домов  
8. Черкалина Е.В. (Россия) Классный руководитель как проектировщик индивидуальных образовательных траекторий учащихся  
9. Ефимова М.А. (Россия) Проектирование среды дополнительного профессионального образования педагогов в условиях школы  
10. Вачков И.В. (Россия) Проектирование психологических тренингов для школьных учителей  
11. Зеленов Е.В. (Россия) «Анализ эффективности проектирования инновационного развития школы в ходе проведения системного мониторинга  
12. Титов С.А. (Россия) Реформа образования в обществе постмодерна  
 
17.00-18.00 кофе-брейк ауд.228  
 
18.00- 21.00  
1. Мастер-класс ауд.228  
Л.Шепель ««Все так как есть… А может ли быть иначе?» Принципы развития социо-культурных практик в образовании».  
2. Мастер-класс ауд. 273  
Д.С.Дерябо «Можно ли разработать модель компетенций психолога-консультанта  
 
20 ноября

(о  номерах аудиторий будет сообщено дополнительно)   
10.00-13.00 Секции, круглые столы  
Круглый стол ауд.  
Военное дело и юриспруденция: что может сделать культурно-историческая психология для развития этих практик?  
Вед. Симонович Н.Е (Россия), Кравцов Г.Г. (Россия)  
1. Кузьмина Е.И., Холмогоров В.А. Комплексный подход к исследованию референтности подразделений специального назначения.  
 
Секция 9 ауд  
Современные клинические приложения культурно-исторической психологии  
Рук. Жиляев А.Г. (Россия), Саид Малихиалзакерини (Иран)  
1. Витютина Т.А. (Россия) Жизненные ценности больных шизофренией.  
2. Кузнецова А.А. (Россия) Социальные представления о душевнобольных в различных группах общества  
3. Усенко А.Б.(Россия), Кузьмина К.А. (Россия) Взаимосвязь произвольной саморегуляции поведения и вегетативного баланса (возрастной аспект)  
4. Коновалова А. (Россия) Картина мира и образ Я у подростков, больных шизофренией  
5. Саид Малихиалзакерини (Иран) Влияние биологических и социокультурных факторов на изменение нейронных последовательностей в процессе эволюции  
6. Степченков Н.П. (Россия) Культурно-исторический подход к проблеме эмоционального выгорания в управленческой деятельности.  
7. Баклушев М.Е. (Россия), Воскресенский Б.А. (Россия) Некоторые психопатологические и культурно-исторические аспекты «ложной мистики»  
8. Лазарев М.Л. (Россия) Теория пренатальной личности  
9. Самойлова М.В. (Россия) Опосредование как основа коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общими нарушениями речи  
10. Воскресенский Б.А., (Россия) Баклушев М.Е. (Россия) Некоторые психопатологические и культурно-исторические аспекты «ложной мистики»  
11. Пономарева Ж.В. (Россия) Особенности подростков с угревой болезнью  
 
Секция 10  
Искусство как развивающая социальная практика с позиций культурно-исторического подхода  
Рук. Собкин В.С. (Россия), Слободчиков И.М. (Россия)  
1. Белова С.С. (Россия) Мифологичность организационной культуры  
2. Шустова А.Н. (Россия) Образ гражданского общества в российских СМИ  
3. Князева Т.С. (Россия) Влияние личностных особенностей и профессиональной компетентности на восприятие музыки.  
4. Сергеева О.Б. (Россия) Механизмы работы фантазии в классической художественной форме  
5. Комисарова Л.Н. (Россия), Кузнецова Г.В. (Россия) Образная выразительность в музыкальной исполнительской деятельности ребенка-дошкольника.  
6. Смыслова Г.А. (Россия) Становление образов чувств в детском возрасте  
7. Синкевич А. (Россия) Структура эмоциональных состояний на основе самоотчетной методики.  
8. Левин Б (Россия) Психология художественной формы в свете природы художественного образа  
9. Ляпунова О.Е. (Россия) «Психология искусства» Л.С.Выготского  
 
Секция 11  
Культурно-исторический подход в практике помощи детям с трудностями в обучении  
Рук. Глозман Ж.М. (Россия), Кравцова Е.Е. (Россия)  
 
1. Глозман Ж.М. (Россия) Культурно-исторический подход Л.С.Выготского в коррекционно-развивающем обучении.  
2. Ховрина Г.Б. (Россия) Психологические причины школьных трудностей в контексте культурно-исторического подхода  
3. Соболева А.Е. (Россия) Игра как один из социальных механизмов способности к обучению в начальных классах  
4. Горлова Е.Л. (Россия) «Интеллектуализация» произвольного внимания – стратегия когнитивного развития в младшем школьном возрасте.  
5. Винникова Л.М. (Россия) Детско-родительские отношения как социальный механизм школьной успеваемости  
6. Кравцова Е.Е. (Россия) Почему детям трудно учиться?  
7. Максимов А.А. (Россия) Культурно-исторический подход в психологии зависимостей  
8.Шелковникова Н.И. (Россия) Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с отягощенным перинатальным анамнезом  
9. Ичин-Норбу З.Н. (Россия) Психологические условия помощи детям с трудностями в обучении  
 
Секция 12 ауд.  
Структурно-диалектическая психология развития  
Рук. Веракса Н.Е. (Россия)  
1. Веракса Н.Е. (Россия) Проблема описания диалектического мышления.  
2. Андреева Е.Б. (Россия) Восприятие нормативной ситуации старшими подростками.  
3. Белолуцкая А.К. (Россия) Особенности развития диалектического мышления детей в условиях различных образовательных программ.  
4. Веракса А.Н. (Россия) Символическое опосредствование в познавательном развитии ребенка.  
5. Воробьева Е.В. (Россия) Символическое опосредствование межличностных отношений в младшем школьном возрасте.  
6. Рачкова Е.В. (Россия) Позиционное обучение студентов в контексте структурно-диалектического подхода.  
7. Шиян И.Б. (Россия) Схема как средство понимания диалектических отношений в дошкольном возрасте.  
8. Шиян О.А. (Россия) Отражение диалектических отношений в детских рисунках.  
9. Юшваева И.У. (Россия) Профессиональное развитие студентов-психологов.  
 
13.00-14.00 обед  
 
14.00-17.00 Пленарное заседание ауд.  
1. Вересов Н. (Финляндия)  
Развитие: предмет и метод культурно-исторической психологии  
2. Панов В.И (Россия)  
Экологическая психология с позиций культурно-исторического подхода  
3. Собкин В.С. (Россия)  
Л.С.Выготский и М.М.Бахтин: социальная ситуация развития и хронотоп  
 
17.00 – 18.00 Закрытие конференции. Итоги и перспективы. Собрание членов ассоциации Л.С. Выготского  
 
18.00.- 20.00 Фуршет
Обновлено ( 16.11.2009 19:12 )  

Божович Лидия ИльиничнаБожович Лидия Ильинична
11.01.1908 - 21.07.1981
Психолог, ученица Л.С. Выготского.
“создала собственную оригинальную концепцию личности, базирующуюся на культурно-исторической теории Выготского. Основу её концепции составляет представление об активности и свободе личности...” А.М. Прихожан