Актуальность исследования
определяется необходимостью развития метапредметных образовательных результатов – навыков сотрудничества и коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальном общем образовании – и недостаточной изученностью вопроса условий и средств формирования данных новообразований в учебной деятельности. Предметом исследования выступил поиск эффективных моделей развития коммуникативно-рефлексивных способностей у детей, обеспечивающих становление их субъектной позиции в учебной деятельности.
Цель работы состояла в изучении условий и механизмов развития коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет в совместной учебной деятельности.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) выявить основные подходы к решению проблемы развития коммуникации и рефлексии у детей 6-10 лет в психолого-педагогических исследованиях;
2) обосновать модель организации учебных взаимодействий, эффективную для развития коммуникативно-рефлексивных процессов у детей 6-10 лет.
3) обосновать показатели развития коммуникативно-рефлексивных способностей у детей младшего школьного возраста, характеризующие способы организации учебной деятельности;
4) разработать методику исследования развития коммуникативно- рефлексивных способностей детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий;
5) провести эмпирическое исследование особенностей развития коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий.
6) выявить и проанализировать условия и механизмы развития коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет в совместной учебной деятельности.
Новизна работы. Впервые теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о взаимосвязи развития коммуникативно-рефлексивных способностей и способов организации учебных взаимодействий в совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Показано, что процесс специальной организации взаимодействий субъектов учебной деятельности, построенный на принципах социо-генетического метода, позволяет развивать коммуникативные и рефлексивные способности детей. Описаны типы взаимодействий обучающихся во взаимосвязи с уровнями развития коммуникации и рефлексии. Показано, что о функционировании коммуникативных и рефлексивных действий как способностей можно говорить лишь на рефлексивно-аналитическом уровне их развития в учебной общности.
Результаты выполненных работ. В результате проведенного исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации учебных взаимодействий, обеспечивающая развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста, описана динамика развития этих способностей с учетом способов организации учебных взаимодействий. Проведено эмпирическое исследование особенности развития коммуникативно-рефлексивных способностей у младших школьников, обучающихся в школах, реализующих разные формы организации учебной деятельности. Описаны особенности развития метапредметных компетенций, а также личностных
образовательных результатов учащихся 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий. В исследовании были выявлены три типа взаимодействия детей в совместном поиске и обнаружении общего способа действия в ситуации: до-организационный, организационный, рефлексивно-аналитический. Каждый из данных типов взаимодействий характеризуется качественно-специфическим способом реализации коммуникативных и рефлексивных действий. Было установлено, что каждому типу взаимодействия в совместной деятельности соответствует определенная общность ее участников. Собственно учебная общность возникает на рефлексивно-аналитическом уровне взаимодействия участников совместного действия, когда предметом их анализа становятся результаты рефлексии другого, понимание другим ситуации и своих действий в ней, обсуждение и согласование с другим совместных действий. Именно здесь появляется учебная ситуация: познание объекта совместно с другим и через другого, изучение собственных представлений через призму представлений партнера и на этой основе поиск общих точек соприкосновения – взаимопонимания.