Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий

Печать

Актуальность исследования

определяется необходимостью развития метапредметных образовательных результатов – навыков сотрудничества и коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальном общем образовании – и недостаточной изученностью вопроса условий и средств формирования данных новообразований в учебной деятельности. Предметом исследования выступил поиск эффективных моделей развития коммуникативно-рефлексивных способностей у детей, обеспечивающих становление их субъектной позиции в учебной деятельности.


Цель работы состояла в изучении условий и механизмов развития коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет в совместной учебной деятельности. 

 

В ходе исследования решались следующие задачи: 

1) выявить основные подходы к решению проблемы развития коммуникации и рефлексии у детей 6-10 лет в психолого-педагогических исследованиях; 

2) обосновать модель организации учебных взаимодействий, эффективную для развития коммуникативно-рефлексивных процессов у детей 6-10 лет. 

3) обосновать показатели развития коммуникативно-рефлексивных способностей у детей младшего школьного возраста, характеризующие способы организации учебной деятельности; 

4) разработать методику исследования развития коммуникативно- рефлексивных способностей детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий; 

5) провести эмпирическое исследование особенностей развития коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий. 

6) выявить и проанализировать условия и механизмы развития коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет в совместной учебной деятельности.


Новизна работы. Впервые теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о взаимосвязи развития коммуникативно-рефлексивных способностей и способов организации учебных взаимодействий в совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Показано, что процесс специальной организации взаимодействий субъектов учебной деятельности, построенный на принципах социо-генетического метода, позволяет развивать коммуникативные и рефлексивные способности детей. Описаны типы взаимодействий обучающихся во взаимосвязи с уровнями развития коммуникации и рефлексии. Показано, что о функционировании коммуникативных и рефлексивных действий как способностей можно говорить лишь на рефлексивно-аналитическом уровне их развития в учебной общности.

 

Результаты выполненных работ. В результате проведенного исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации учебных взаимодействий, обеспечивающая развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста, описана динамика развития этих способностей с учетом способов организации учебных взаимодействий. Проведено эмпирическое исследование особенности развития коммуникативно-рефлексивных способностей у младших школьников, обучающихся в школах, реализующих разные формы организации учебной деятельности. Описаны особенности развития метапредметных компетенций, а также личностных 

образовательных результатов учащихся 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий. В исследовании были выявлены три типа взаимодействия детей в совместном поиске и обнаружении общего способа действия в ситуации: до-организационный, организационный, рефлексивно-аналитический. Каждый из данных типов взаимодействий характеризуется качественно-специфическим способом реализации коммуникативных и рефлексивных действий. Было установлено, что каждому типу взаимодействия в совместной деятельности соответствует определенная общность ее участников. Собственно учебная общность возникает на рефлексивно-аналитическом уровне взаимодействия участников совместного действия, когда предметом их анализа становятся результаты рефлексии другого, понимание другим ситуации и своих действий в ней, обсуждение и согласование с другим совместных действий. Именно здесь появляется учебная ситуация: познание объекта совместно с другим и через другого, изучение собственных представлений через призму представлений партнера и на этой основе поиск общих точек соприкосновения – взаимопонимания.