Данная информационная система-словарь призвана ориентировать пользователя в многообразии терминологической системы Л.С.Выготского, сопровождать чтение текстов Выготского необходимым библиографическим и справочным материалом.
С одной стороны информационно-справочная система выполняет синтезирующую функцию – помогает читателю охватить «единым взором» всю понятийную (терминологическую) сеть Выготского, с другой – «углубиться» в тот или иное понятие (термин) теории.
Структура Словарной статьи
- слово – дефиниция (термин, понятие);
- перевод слова на английский язык;
- коэффициент частотности – указание на то, сколько раз это слово (термин, понятие) употреблено Выготским в текстах (включая все словоформы), в каких работах и в какое время это слово употреблено;
- цитатник – исчерпывающий перечень цитат с использованием данного слова как ключевого, с указанием источника данной цитаты (на основе библиографического списка работ Т.М.Лифановой, опубликованного в Собр. соч., т. 6, 1982);
- обобщающая статья (в собственном смысле – Словарная статья на данное слово);
- библиографический список – список литературы, в которой наиболее явно и полно представлено развитие идей Выготского, связанных с данным словом (понятием), указывается литература на русском и английском языках.
После предварительной работы сотрудников проекта выделено девять разделов, в которых упорядочены основные термины, употреблявшиеся Л.С.Выготским в его опубликованных произведениях.
Анализ предметных указателей, включенных в Собрание сочинений Л.С.Выготского (1982-1984 гг., «Педагогика», Москва) показал, что не все оригинальные термины (понятия) Л.С.Выготского вошли в предметный указатель. Поэтому, проведя дополнительный анализ существующих психологических словарей, а так же текстов самого Выготского, мы расширили Словник. Нам важны Ваши замечания и предложения по поводу Словника.
В 2007 году планируется работа над разделом «Детская (возрастная) психология». Вы можете ознакомиться с примером Словника данного раздела.
Дополнительные «поисковые поля» позволят так же получить информацию о том, где работал Л.С.Выготский в то время, когда им проводилось то или иное исследование, сведения о периодических изданиях, в которых им и его коллегами публиковались основные результаты исследований, а так же информация о тех научных мероприятиях, на которых эти результаты были представлены и обсуждены.
Составлен предварительный список ресурсов дополнительных «поисковых полей» системы – учреждения, в которых работал Выготский, периодических изданий, в которых публиковались его работы и т.п.
Вы можете ознакомиться со списком и внести свои добавления, комментарии, замечания!
Основные разделы информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической психологии»
№ | Раздел | Подраздел |
1 | Методология психологии. Методологические принципы и методические средства культурно-исторической психологии |
|
2 | Общенаучная и философская терминология, термины из междисциплинарного и психологического кругозора культурно-исторической психологии | Общенаучная и философская терминология |
История психологии | ||
3 | Основные термины культурно-исторической концепции Л.С.Выготского |
|
4 | Общая психология | Ощущения и восприятие |
Память | ||
Внимание | ||
Мышление и речь | ||
Эмоции, потребности. Проблема аффекта и интеллекта (воли) | ||
Личность | ||
Воображение | ||
Действие, движение и моторика | ||
5 | Детская (возрастная) психология | Методологические (общие) вопросы, периодизации детского развития |
Периоды детского развития | ||
· Кризис новорожденности | ||
· Младенческий возраст | ||
· Кризис одного года | ||
· Раннее детство | ||
· Кризис 3 лет | ||
· Дошкольный возраст | ||
· Кризис 7 лет | ||
· Школьный возраст | ||
· Кризис 13 лет | ||
· Пубертатный возраст | ||
· Кризис 17 лет | ||
6 | Дефектология | Методологические (общие) вопросы |
Психологические особенности слепого | ||
Психологические особенности глухого | ||
Психологические особенности УО | ||
7 | Педагогическая психология | Проблема обучения и развития |
Зона ближайшего развития | ||
Психологические особенности одаренного ребенка | ||
Трудности в поведении и обучении | ||
8 | Психология искусства |
|
9 | Естественно-научные основы психологии |
|
Высылайте свои предложения на адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , тема письма «словарь»
Дополнительная справочная информация
Учреждения
- Экспериментально-дефектологический институт, ЭДИ (Институт коррекционной педагогики)
- Клиника Г.И.Россолимо
- Академия коммунистического воспитания им. Крупской
- Московский институт педологии и дефектологии
- Второй МГУ (МГПИ им. Ленина – МГПУ), педологический факультет
- Высшие педагогические курсы
- Институт экспериментальной психологии при Московском университете (с 1923 г. передан в РАНИОН – Российскую ассоциацию научных институтов общественных наук), ныне Психологический институт РАО
- Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена
- Лаборатория по психологии аномального детства на Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР
- Университет А.Л. Шанявского (Народный университет Шанявского), историко-философский факультет
- МГУ, историко-филологический факультет
- МГУ, медицинский факультет (Первый медицинский институт)
- 2-й Московский медицинский институт
- Институт высшей нервной деятельности
- Институт научной педагогики при 2-м МГУ (отдел дефектологии)
- Харьковский медицинский институт
- Государственная академия художественных наук (ГАХН)
- Среднеазиатский госуниверситет, восточный факультет, педолого-педагогическое отделение. САГУ, Ташкент
- Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК)
- Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ)
Периодические журналы
- Педология
- Естествознание и марксизм
- Народный учитель
- Научное просвещение
- Работник просвещения
- Психотехника и психофизиология труда
- Психология
- Советская невропатология, психиатрия, психогигиена
- Педагогическая энциклопедия
- Большая советская энциплопедия
Научные мероприятия
- II Всероссийский съезд по психоневрологии. Петроград, январь 1924 года
- Международный конгресс по обучению глухонемых. Лондон, 1925. Доклад «Принципы социального обучения глухонемых детей в России»
- II съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних. Ноябрь, 1924
- Первый Всероссийский педологический съезд. 1928, Москва.
- I Всеукраинский съезд по психоневрологии, Харьков, 1934
- I Всероссийская конференция работников вспомогательных школ, 1928
- III Всероссийский съезд по охране детства, 1930, май
- I съезд по изучению поведения человека, май, 1930
- Конференция по вопросам теории и практики шизофрении, июнь, 1932
- Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков, 1934