"Экспериментальные методы развития понятий у детей в системе культурно-исторической психологии"
Курс направлен на профессиональную теоретическую подготовку психологов к проведению экспериментальных исследований, выполненных с учетом основных положений культурно-исторической психологии о генетико-моделирующем методе построения исследования.
Задачи курса:
- углубление теоретических основ подхода к проведению экспериментального исследования в традиции культурно-исторической психологии;
- знакомство с основными разработками методов формирования понятий у детей;
- повышение уровня методологической компетентности аспирантов по проведению исследований в рамках культурно-исторического подхода.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление:
- Об экспериментальных методах исследования понятий. Об обобщенной схеме происхождения понятий;
- О приемах исследования детских понятий;
- О методе исследования понятий Н.Аха, генетико-моделирующем методе Л.С. Выготского – Л.С. Сахарова;
- Об опытах Л.В. Берцфаи на различение учебной и конкретно-практической задачи.
Знать:
- Основные положения теории операционального развития интеллекта Ж. Пиаже;
- Основные положения теории содержательного обобщения В.В. Давыдова. Понятие учебной и конкретно-практической задачи (по В.В. Давыдову);
- Экспериментальные методы исследования понятий по В.В. Рубцову
Уметь:
- Различать житейские и научные понятия (по Л.С.Выготскому);
- Определять уровни развития понятий (эмпирическое и теоретическое понятие по В.В.Давыдову).
Владеть:
- Основными методами анализа уровня развития обобщения у детей;
- Основными методами создания необходимых условий экспериментальной ситуации, соответствующей требованиям генетико-моделирующего метода.
Приобрести опыт деятельности:
- по анализу различных подходов к формированию понятий у детей;
- по созданию учебной и конкретно-практической задачи (по В.В. Давыдову)
Основная литература
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии (глава 3).
- Сборник статей. – Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.–В., 1996 (глава 2).
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч.Т.II (особенно гл. 2, 5-6).
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
Дополнительная литература
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 63.
- Давыдов В.В. «Деятельностная теория мышления». – М., 2005
Периодические издания
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1981, №1.
- Сахаров Л.С. О методах исследования понятий. // Журнал «Психология» (1930. Т. 3. Вып. 1. С. 3–33). Скачать статью (PDF, 201 Kb)
Презентации к лекциям:
Лекция 1. Экспериментальные методы исследования понятий. Скачать презентацию (PDF, 2 Mb)
Лекция 2.Функциональный метод двойной стимуляции и изучение процесса образования детских понятий. Скачать презентацию (PDF, 1.16 Mb)
Лекция 3. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова. Скачать презентацию (PDF, 1.1 Mb)