Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский государственный психолого-педагогический университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Преподаватели Рубцов Виталий Владимирович Аннотация учебного курса В.В. Рубцова

Аннотация учебного курса В.В. Рубцова

"Экспериментальные методы развития понятий у детей  в системе культурно-исторической психологии"

Курс направлен на  профессиональную теоретическую подготовку  психологов к проведению экспериментальных исследований, выполненных с учетом основных положений культурно-исторической психологии о генетико-моделирующем методе построения исследования. 
 
Задачи курса:
  1. углубление теоретических основ подхода к проведению экспериментального исследования в традиции культурно-исторической психологии;
  2. знакомство с основными разработками методов формирования понятий у детей;
  3. повышение уровня методологической компетентности аспирантов по проведению исследований в рамках культурно-исторического подхода.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
 
Иметь представление:
  • Об экспериментальных методах исследования понятий. Об обобщенной схеме происхождения понятий;
  • О приемах исследования детских понятий;
  • О методе исследования  понятий Н.Аха, генетико-моделирующем методе Л.С. Выготского – Л.С. Сахарова;
  • Об опытах Л.В. Берцфаи на различение учебной и конкретно-практической задачи.
Знать: 
  • Основные положения теории операционального развития интеллекта Ж. Пиаже;
  • Основные положения теории содержательного обобщения В.В. Давыдова. Понятие учебной и конкретно-практической задачи (по В.В. Давыдову);
  • Экспериментальные методы исследования понятий по В.В. Рубцову
Уметь:
  • Различать житейские и научные понятия (по Л.С.Выготскому);
  • Определять уровни развития понятий (эмпирическое и теоретическое понятие по В.В.Давыдову).
Владеть:
  • Основными методами анализа уровня развития обобщения у детей;
  • Основными методами создания необходимых условий экспериментальной ситуации, соответствующей требованиям генетико-моделирующего метода. 
Приобрести опыт деятельности:
  • по анализу различных подходов к формированию понятий у детей;
  • по созданию учебной и конкретно-практической задачи (по В.В. Давыдову)
Основная литература
  1. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии (глава 3). 
  2. Сборник статей. – Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.
  3. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.–В., 1996 (глава 2).
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч.Т.II (особенно гл. 2, 5-6).
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
Дополнительная литература
  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 63.
  2. Давыдов В.В. «Деятельностная теория мышления». – М., 2005
Периодические издания
  1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1981, №1.
  2. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий. // Журнал «Психология» (1930. Т. 3. Вып. 1. С. 3–33). Скачать статью (PDF, 201 Kb)
Презентации к лекциям:
Лекция 1. Экспериментальные методы исследования понятий. Скачать презентацию (PDF, 2 Mb)
Лекция 2.Функциональный метод двойной стимуляции и изучение процесса образования детских понятий. Скачать презентацию (PDF, 1.16 Mb)
Лекция 3. Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова. Скачать презентацию (PDF, 1.1 Mb)
 

 

Божович Лидия ИльиничнаБожович Лидия Ильинична
11.01.1908 - 21.07.1981
Психолог, ученица Л.С. Выготского.
“создала собственную оригинальную концепцию личности, базирующуюся на культурно-исторической теории Выготского. Основу её концепции составляет представление об активности и свободе личности...” А.М. Прихожан