Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home

Программа учебного курса Венгера А.Л.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международная кафедра культурно-исторической психологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурно-историческая психология как инструмент психологической практики»

Автор  и составитель  программы: доктор психологических  наук, профессор, Александр Леонидович Венгер
Общее количество часов  – 12 часов
 
2. Место дисциплины в учебном плане
Аспирантура, второй год обучения (очное и заочное отделения)

3. Аннотация дисциплины

Данный курс предназначен для аспирантов и посвящен обсуждению вопросов, связанных с основными важными для практики положениями культурно-исторической психологии. Проводится анализ различных направлений психотерапии с позиций культурно-исторической психологии. Обсуждение связи культурно-исторической психологии и психотехнического подхода основывается на примере реализации культурального подхода в практике. Рассматривается понятие психологического синдрома как способ анализа межличностной ситуации развития.

4. Текущий контроль успеваемости
   1. Экспресс-опросы по текущим темам в интерактивной форме.
   2. Обсуждение тезисов диссертационных исследований аспирантов в рамках тематики курса.

5. Содержание дисциплины
Тема  1. Важнейшие для практики положения культурно-исторической теории. Исследование формирования волевого действия Л.С.Выготским

Основная  литература
  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: Смысл, 2003.
Дополнительная  литература
  1. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология, №1, 2006.
Тема  2. Анализ Д.Б.Элькониным и А.В.Запорожцем «Психологии искусства» Л.С.Выготского. Культурно-историческая психология и арт-терапия

Основная  литература
  1. Эльконин Д.Б. Об источниках неклассической психологии // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб., 2001.
  3. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. М., 1986.
  4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. II. М., 1986.
Дополнительная литература
  1. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология, №1, 2006.
Тема 3. Методология культурно-исторической психологии: генетико-моделирующий метод. Современные исследования: изучение совместной учебной деятельности Г.А.Цукерман, проект «Пятое измерение» М.Коула.

Основная литература
  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., «Смысл», 2003
  2. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория и современная психология. М., издательство МГУ, 1986
  3. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
Дополнительная  литература
  1. Венгер А.Л. Двадцать лет спустя (Размышления над книгой А.А. Пузырея «Психология. Психотехника. Психагогика») // Культурно-историческая психология. –2007. –№3.
Тема  4. Анализ различных направлений психотерапии с позиции культурно-исторической психологии. Психотерапевтические отношения в рамках культурального подхода.
Основная  литература
  1. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология, №1, 2006.
  2. Венгер А.Л. Психотерапия: западная теория и российская практика // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1.
Дополнительная  литература
  1. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2001.
Тема  5. Понятие социальной ситуации развития и метод создания замещающих ситуаций развития.

Основная  литература
  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  2. Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Московский психотерапевтический журнал, №1, 2006
Тема  6. Культурно-историческая психология и психотехнический подход: использование психотехнических средств в психотерапии. Пример реализации культурного подхода: работа с талисманом.
Основная  литература
  1. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология, №1, 2006.
  2. Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Московский психотерапевтический журнал, №1, 2006
  3. Венгер А.Л. Психотерапия: западная теория и российская практика // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1.
Тема  7. Понятие нормы с позиций культурно-исторической психологии. Понятие межличностной ситуации и психологического синдрома

Основная  литература
  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. М., 2001. Ч. 1, 2.
Дополнительная  литература
  1. Венгер  А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология, №1, 2006.
6. Рекомендуемая литература

6.1 Основная литература
  1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: Смысл, 2003.
  2. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология, №1, 2006.
  3. Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Московский психотерапевтический журнал, №1, 2006
  4. Венгер А.Л. Психотерапия: западная теория и российская практика // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  6. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория и современная психология. М., издательство МГУ, 1986
  7. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  9. Эльконин Д.Б. Об источниках неклассической психологии // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
6.2 Дополнительная литература
  1. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология. М., 1999.
  2. Венгер А.Л. Двадцать лет спустя (Размышления над книгой А.А. Пузырея «Психология. Психотехника. Психагогика») // Культурно-историческая психология. –2007. –№3.
  3. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. М., 1986.
  4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. II. М., 1986.
  5. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2001.
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб., 2001.
Обновлено ( 06.11.2009 14:45 )  

Гальперин Петр ЯковлевичГальперин Петр Яковлевич
2.10.1902 - 25.03.1988
Психолог, автор теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий.
"Невысокого роста, с острым голосом, очень аккуратный как во внешнем облике, так и в словах. С хорошим чувством юмора: смеялся часто и заразительно." П. Тульвисте