Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский государственный психолого-педагогический университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home

«Принцип культурного опосредствования в психологии: от Л.С. Выготского - к В.П. Зинченко»

E-mail Печать PDF
Владимир Петрович Зинченко

27 февраля 2014 г. в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ состоится заседание семинара по культурно-исторической психологии. Тема семинара – «Принцип культурного опосредствования в психологии: от Л.С. Выготского - к В.П. Зинченко». Начало – в 17.00, аудитория 396.

6 февраля 2014 г. не стало Владимира Петровича Зинченко, психолога с мировым именем, выдающегося продолжателя традиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Как и для Выготского, и психика, и наука о ней выступали для  В.П. Зинченко в качестве феноменов исторически развивающейся культуры. Следует отметить, что в ряду принципов современной психологии отсутствует тот, который непосредственно указывал бы на понятие культуры и его специфическое значение для нашей науки. Принципы развития, историзма (социально-исторической детерминации), деятельности, на которые так или иначе ориентируются последователи Л.С. Выготского во всем мире, затрагивают это значение лишь частично.  

Вместе с тем, суть и пафос культурно-исторической теории в том виде, в каком ее создал Л.С. Выготский и развивал в своих работах В.П. Зинченко, предполагает превращение понятия культуры в самостоятельный принцип, позволяющий раскрыть природу и многообразную феноменологию психической жизни человека. Для обозначения этого принципа может быть использовано ключевое понятие теории Выготского – культурное опосредствование. Л.С. Выготский и В.П. Зинченко раскрывали его содержание в единстве – взаимосвязи и взаимопереходе - трех аспектов:

  • культура как среда («среда, растящая и питающая личность», по П.А. Флоренскому);
  • культура как опосредствование - инструментарий человеческой жизнедеятельности (классическая  тема орудия и знака Л.С. Выготского, медиаторов – у В.П. Зинченко);
  • культура как посредничество людей и их общностей в жизни друг друга (у Л.С. Выготского - это прежде всего тема «зоны ближайшего развития», продолженная в данном направлении Д.Б. Элькониным и Б.Д. Элькониным, в т.ч., в соавторстве с В.П. Зинченко).

Эти три аспекта принципа культурного опосредствования, равно как и необходимость его введения, предполагается обсудить на заседании семинара.

Справки и заказ пропуска по телефону: 8 499 973 44 33.  


Обновлено ( 25.02.2014 14:04 )  

Славина Лия Соломоновна
14.01.1906 - 23.09.1988
Психолог, занималась исследованиями развития личности ребенка, ученица Л.С. Выготского.