ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международная кафедра культурно-исторической психологии
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международная кафедра культурно-исторической психологии
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Проблема развития в культурно-исторической психологии»
Автор и составитель программы: кандидат психологических наук, профессор Вересов Николай Николаевич1. Место дисциплины в учебном плане
Аспирантура, второй год обучения (очное и заочное отделения)
Факультативный курс
Количество аудиторных часов – 12, в том числе: количество лекций – 4, количество семинаров – 8 часов
Базовые дисциплины: общая психология, история психологии, возрастная психология, культурно-историческая психология, философия и методология науки.
2. Аннотация дисциплины
Данный курс раскрывает проблему психического развития в том виде, как она рассматривается в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Проблема развития рассматривается как с точки зрения предмета культурно-исторической психологии, так и с точки зрения её метода (экспериментально-генетического метода).
3. Текущий контроль успеваемости
1. Экспресс-опросы по текущим темам в интерактивной форме
2. Обсуждение тезисов диссертационных исследований аспирантов в рамках тематики курса
4. Содержание дисциплины
Тема 1. Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций: общая характеристика
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Основные этапы создания культурно-исторической теории.
- Проблема сознания как предмета психологического анализа в ранних работах Л.С. Выготского
- Проблема объективного метода исследования сознания в ранних работах Л.С. Выготского и в культурно-исторической теории.
- Выготский. Л. С. Методика рефлекологического и психологического исследования (любое издание)
- Выготский Л.С. Сознание, как проблема психологии поведения (любое издание)
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса (любое издание)
По этой теме не предусмотрена
Тема 2. Система понятий и принципов культурно-исторической психологии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Понятие о высшей психической функции
- Понятие о развитии высших психических функций человека
- Проблема развития: природа, движущие силы и источники, особенности, закономерности, механизмы.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций (любое издание)
- Выготский. Л. С. Мышление и речь (любое издание)
- Мещеряков, Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. М, 2000
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Основной генетический закон культурного развития высших психических функций и его психологическая сущность.
- Варианты понимания основного закона культурного развития.
- Роль и место основного закона в системе теоретических понятий и принципов культурно-исторической теории.
- Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.
- Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций.
- Выготский Л. С. Мышление и речь.
- Вересов, Н. Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания, НЛО, 2007, № 85 http://magazines.russ.ru/nlo/2007/85/be6.html
- Проблема развития высших психических функций в теории Л.С. Выготского.
- Предмет и метод в культурно-исторической теории.
- Основной закон культурного развития высших психических функций и его психологическое содержание.
Форма промежуточного контроля – экспресс-опросы по тематике курса
Форма итогового контроля - эссе, собеседование
7. Вопросы для итогового собеседования
- Основные этапы создания культурно-исторической теории.
- Проблема сознания как предмета психологического анализа в ранних работах Л. С. Выготского
- Проблема объективного метода исследования сознания в ранних работах Л. С. Выготского и в культурно-исторической теории.
- Понятие о высшей психической функции
- Понятие о развитии высших психических функций человека
- Проблема развития: природа, движущие силы и источники, особенности, закономерности, механизмы.
- Основной генетический закон культурного развития высших психических функций и его психологическая сущность.
- Варианты понимания основного закона культурного развития.
- Роль и место основного закона в системе теоретических понятий и принципов культурно-исторической теории.
8. Рекомендуемая литература
8.1 Основная литература
- Выготский. Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования (любое издание)
- Выготский Л.С. Сознание, как проблема психологии поведения (любое издание)
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса (любое издание)
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций (любое издание)
- Выготский. Л. С. Мышление и речь (любое издание)l
- Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.
- Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
- Выготский, Л. С. Пробле6ма культурного развития ребенка. Педология, 1928.
- Гусельцева, М. С. Культурно-историческая психология: от классической - к постнеклассической картине мира. Вопросы психологии, 3, 1, 1999
- Зинченко В. П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 41 – 50.
- Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997.
- Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1.
- Марцинковская Т.Д. Путь А.Р. Лурия к культурно-исторической психологии. // Вопр. психологии. - М., 2002. - № 4. - С. 44-49.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117.