Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский государственный психолого-педагогический университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home

Программа учебного курса Вересова Н.Н.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международная кафедра культурно-исторической психологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Проблема развития в культурно-исторической психологии»

Автор  и составитель  программы: кандидат психологических наук, профессор Вересов Николай Николаевич

1. Место дисциплины в учебном плане
Аспирантура, второй год обучения (очное и заочное  отделения)
Факультативный  курс
Количество  аудиторных часов – 12, в том  числе: количество  лекций – 4, количество  семинаров – 8 часов
Базовые дисциплины: общая психология, история психологии, возрастная психология, культурно-историческая психология, философия и методология науки.

2. Аннотация дисциплины
Данный курс раскрывает проблему психического развития в том виде, как она рассматривается в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Проблема развития рассматривается как с точки зрения предмета культурно-исторической психологии, так и с точки зрения её метода (экспериментально-генетического метода).   

3. Текущий контроль успеваемости
   1. Экспресс-опросы по текущим темам в интерактивной форме
   2. Обсуждение тезисов диссертационных исследований аспирантов в рамках тематики курса

4. Содержание дисциплины

Тема  1. Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций: общая характеристика
Вопросы и задания для  самостоятельной  работы
  • Основные этапы создания культурно-исторической теории.
  • Проблема сознания как предмета психологического анализа в ранних работах Л.С. Выготского
  • Проблема объективного метода исследования сознания в ранних работах Л.С. Выготского и в культурно-исторической теории.
Основная  литература
  1. Выготский. Л. С. Методика рефлекологического и психологического исследования (любое издание)
  2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса (любое издание)
Дополнительная  литература
По этой теме не предусмотрена

Тема  2. Система понятий и принципов культурно-исторической психологии.
Вопросы и задания для  самостоятельной  работы
  • Понятие о высшей психической функции
  • Понятие о развитии высших психических функций человека
  • Проблема развития: природа, движущие силы и источники, особенности, закономерности, механизмы.
Основная  литература
  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций (любое издание)
  2. Выготский. Л. С. Мышление и речь (любое издание)
Дополнительная  литература
  1. Мещеряков, Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. М, 2000
Тема  3. Основной генетический закон культурного развития высших психических функций в теории Л.С. Выготского.
  • Вопросы и задания для  самостоятельной  работы
  • Основной генетический закон культурного развития высших психических функций и его психологическая сущность.
  • Варианты понимания основного закона культурного развития.
  • Роль и место основного закона в системе теоретических понятий и принципов культурно-исторической теории.
Основная  литература
  1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.
  2. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь.
Дополнительная  литература
  1. Вересов, Н. Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания, НЛО, 2007, № 85 http://magazines.russ.ru/nlo/2007/85/be6.html
 5. Примерная тематика семинаров
  1. Проблема  развития высших психических функций в теории Л.С. Выготского.
  2. Предмет и метод в культурно-исторической теории.
  3. Основной закон культурного развития высших психических функций и его психологическое содержание.
6. Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля – экспресс-опросы по тематике курса
Форма итогового контроля  - эссе, собеседование

7. Вопросы для итогового собеседования

  1. Основные этапы создания культурно-исторической теории.
  2. Проблема сознания как предмета психологического анализа в ранних работах Л. С. Выготского
  3. Проблема объективного метода исследования сознания в ранних работах Л. С. Выготского и в культурно-исторической теории.
  4. Понятие о высшей психической функции
  5. Понятие о развитии высших психических функций человека
  6. Проблема развития: природа, движущие силы и источники, особенности, закономерности, механизмы.
  7. Основной генетический закон культурного развития высших психических функций и его психологическая сущность.
  8. Варианты понимания основного закона культурного развития.
  9. Роль и место основного закона в системе теоретических понятий и принципов культурно-исторической теории.

8. Рекомендуемая литература
8.1 Основная литература
  1. Выготский. Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования (любое издание)
  2. Выготский Л.С. Сознание, как проблема психологии поведения (любое издание)
  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса (любое издание)
  4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций (любое издание)
  5. Выготский. Л. С. Мышление и речь (любое издание)l
  6. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.
  7. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  8. Выготский, Л. С. Пробле6ма культурного развития ребенка. Педология, 1928.
8.2 Дополнительная литература
  1. Гусельцева, М. С. Культурно-историческая психология: от классической - к постнеклассической картине мира. Вопросы психологии, 3, 1, 1999
  2. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 41 – 50.
  3. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997.
  4. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1.
  5. Марцинковская Т.Д. Путь А.Р. Лурия к культурно-исторической психологии. // Вопр. психологии. - М., 2002. - № 4. - С. 44-49.
  6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117.
 

Славина Лия Соломоновна
14.01.1906 - 23.09.1988
Психолог, занималась исследованиями развития личности ребенка, ученица Л.С. Выготского.