Новизна работы. Впервые теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о взаимосвязи развития коммуникативно-рефлексивных способностей и способов организации учебных взаимодействий в совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Показано, что процесс специальной организации взаимодействий субъектов учебной деятельности, построенный на принципах социо-генетического метода, позволяет развивать коммуникативные и рефлексивные способности детей. Описаны типы взаимодействий обучающихся во взаимосвязи с уровнями развития коммуникации и рефлексии. Показано, что о функционировании коммуникативных и рефлексивных действий как способностей можно говорить лишь на рефлексивно-аналитическом уровне их развития в учебной общности.
Результаты выполненных работ. В результате проведенного исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации учебных взаимодействий, обеспечивающая развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста, описана динамика развития этих способностей с учетом способов организации учебных взаимодействий. Проведено эмпирическое исследование особенности развития коммуникативно-рефлексивных способностей у младших школьников, обучающихся в школах, реализующих разные формы организации учебной деятельности. Описаны особенности развития метапредметных компетенций, а также личностных
образовательных результатов учащихся 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий. В исследовании были выявлены три типа взаимодействия детей в совместном поиске и обнаружении общего способа действия в ситуации: до-организационный, организационный, рефлексивно-аналитический. Каждый из данных типов взаимодействий характеризуется качественно-специфическим способом реализации коммуникативных и рефлексивных действий. Было установлено, что каждому типу взаимодействия в совместной деятельности соответствует определенная общность ее участников. Собственно учебная общность возникает на рефлексивно-аналитическом уровне взаимодействия участников совместного действия, когда предметом их анализа становятся результаты рефлексии другого, понимание другим ситуации и своих действий в ней, обсуждение и согласование с другим совместных действий. Именно здесь появляется учебная ситуация: познание объекта совместно с другим и через другого, изучение собственных представлений через призму представлений партнера и на этой основе поиск общих точек соприкосновения – взаимопонимания.