UNESCO Chair on the Cultural and Historical Psychology of Childhood

Moscow State University of Psychology and Education

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Home Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий
Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий

Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий - Новизна и основные результаты проекта

E-mail Print PDF
Article Index
Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий
Цель и задачи проекта
Новизна и основные результаты проекта
All Pages

Новизна работы. Впервые теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о взаимосвязи развития коммуникативно-рефлексивных способностей и способов организации учебных взаимодействий в совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Показано, что процесс специальной организации взаимодействий субъектов учебной деятельности, построенный на принципах социо-генетического метода, позволяет развивать коммуникативные и рефлексивные способности детей. Описаны типы взаимодействий обучающихся во взаимосвязи с уровнями развития коммуникации и рефлексии. Показано, что о функционировании коммуникативных и рефлексивных действий как способностей можно говорить лишь на рефлексивно-аналитическом уровне их развития в учебной общности.

 

Результаты выполненных работ. В результате проведенного исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена модель организации учебных взаимодействий, обеспечивающая развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста, описана динамика развития этих способностей с учетом способов организации учебных взаимодействий. Проведено эмпирическое исследование особенности развития коммуникативно-рефлексивных способностей у младших школьников, обучающихся в школах, реализующих разные формы организации учебной деятельности. Описаны особенности развития метапредметных компетенций, а также личностных 

образовательных результатов учащихся 6-10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий. В исследовании были выявлены три типа взаимодействия детей в совместном поиске и обнаружении общего способа действия в ситуации: до-организационный, организационный, рефлексивно-аналитический. Каждый из данных типов взаимодействий характеризуется качественно-специфическим способом реализации коммуникативных и рефлексивных действий. Было установлено, что каждому типу взаимодействия в совместной деятельности соответствует определенная общность ее участников. Собственно учебная общность возникает на рефлексивно-аналитическом уровне взаимодействия участников совместного действия, когда предметом их анализа становятся результаты рефлексии другого, понимание другим ситуации и своих действий в ней, обсуждение и согласование с другим совместных действий. Именно здесь появляется учебная ситуация: познание объекта совместно с другим и через другого, изучение собственных представлений через призму представлений партнера и на этой основе поиск общих точек соприкосновения – взаимопонимания.



 

Vygotsky Lev SemionovichVygotsky Lev Semionovich
5.11.1896 - 11.06.1934
Psychologist, thinker. Founder of Cultural-Historical psychology.

“… not a single distinguished psychologist in the world was able to enrich his area of science so significantly and diversely as he did…” M.G. Yaroshevsky