UNESCO Chair on the Cultural and Historical Psychology of Childhood

Moscow State University of Psychology and Education

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Home Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований

Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований

E-mail Print PDF
Article Index
Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований
Цель, задачи и гипотеза проекта
Методы и дизайн исследования
Основные результаты реализации проекта (2023г.)
Направления продолжения исследовательских работ
All Pages
There are no translations available.

Актуальность проекта: обусловлена общемировыми тенденциями в психолого-педагогической науке, связанными с возрождающимся запросом широкого международного профессионального сообщества на понимание и широкое обсуждение фундаментальных идей, положений и методов, составляющих теоретико-методологическую основу культурно-исторической психологии (КИП) и теории деятельности (ТД). Согласно данным последних наукометричеких исследований (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, А.А. Шведовская, В.В. Пономарева, 2019), выявлена положительная динамика роста количества публикаций, содержащих ключевые термины и понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности («зона ближайшего развития», «деятельность», «орудие», «знак», «высшие психические функции», «сотрудничество» и др.) в различных научных базах данных (WoS CC, Google Академия, РИНЦ) как на русском, так и на английском языках. При этом на сегодняшний день фактически отсутствуют такие образовательные ресурсы (базы знаний), которые позволяют не формально, а системно и содержательно осваивать теоретико-методологические основы и возможности практического применения методов указанных научных подходов в образовательной и социальной практике.

Существующие на сегодняшний день библиотечные базы данных, выступающие как ресурсы для студентов при поиске информации о ключевых понятиях, определяющих содержание КИП и ТД, являются системами хранения большого объема информации. Такие базы основаны, как правило на формальных критериях поиска и отбора материалов и в функциональном отношении не связанны с образовательными задачами.

Разрабатываемый метод анализа содержания, отбора и систематизации научно-исследовательских публикаций, основанный на концептуальном подходе, и позволяющий относить анализируемые работы к конкретному научному направлению, этапу его становления, отображать преемственность и ключевые повороты в разработке содержания системы изучаемых понятий в рамках КИП и ТД, позволяет на его основе создавать уникальные базы знаний, в основе которых заложен новый подход к проектированию образовательного пространства. Такой подход исходит не из формального изложения материала, а из историко-культурного контекста развития содержания осваиваемых понятий, составляющих содержательную характеристику рассматриваемых концептуальных систем. Тем самым, учащиеся в процессе обучения воспроизводят логику становления культурно-исторической психологии и теории деятельности, рассматривая как теоретико-методологические и методические аспекты данных концепций, так и возможности их практического применения для решения проблем образовательной и социальной практики.


Цель исследования: создание системы критериев для экспертного отбора и структуризации научно-исследовательских работ, позволяющая эффективно и оперативно отбирать из большого массива публикаций работы, отображающие происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» в культурно-исторической психологии и теории деятельности, а также позволяющая структурировать эти работы исходя из логики исторического развития понятий.

 

Задачи исследования:

  • Разработана система критериев для экспертного отбора и структуризации научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, позволяющая последовательно отобразить происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» в культурно-исторической психологии и теории деятельности;
  • Создание обобщенной информационная база из экспертным образом отобранных отечественных научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, отображающих происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак».

 Гипотеза исследования: содержание понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак», образует теоретико-методологическую основу исследований в культурно-исторической психологии и теории деятельности


Методы исследования:

  1. Наукометрический анализ по базам данных: Электронная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ («Библиотека Выготского», Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.
  2. Метод экспертных оценок

Дизайн исследования:

  1. Формулировка системы критериев для экспертного отбора научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, позволяющая из логики исторического развития отобразить происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» в культурно-исторической психологии и теории деятельности;
  2. Первичный отбор публикаций проводится через следующие открытые научные базы данных: Электронная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ («Библиотека Выготского», Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.
  3. На основе разработанной системы критериев экспертный анализ и отбор научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, позволяющих проследить эволюцию представлений о понятиях «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» от классических трудов Л.С. Выготского до современных работ (не старше 10 лет), установить «поворотные точки» в развитии этих представлений и трактовке понятий, определить основания, по которым расходятся точки зрения разных исследователей.
  4. Создание единой информационной базы, включающей специально структурированный набор публикаций по каждому из приведенных понятий. 

1. Проведен теоретико-методологический анализ системы понятий, определяющих содержание культурно-исторической психологии, рассмотрены направления развития этой научной школы.

2. На основе проведенного анализа разработана система критериев (глава 1.2.), раскрывающая содержание ключевых понятий КИП и ТД, позволяющая отбирать конкретные публикации в опоре на исходные положения и принципы рассматриваемой научной школы.

Определены четыре группы критериев:

  • «Историко-культурные» (2 критерия), посредством которых раскрывается и устанавливается исторический и социокультурный контекст создания публикации, а также отношение автора к КИП и ТД, этап творчества автора.
  • «Теоретико-методологические» (4 критерия), посредством которых раскрывается содержание, место и роль изучаемого понятия в контексте концептуальной схемы научной теории.
  • «Методические» (3 критерия), в рамках которых конкретное понятие рассматривается как объяснительный или организующий принцип для исследования центральных проблем КИП и ТД.
  • «Практические» (2 критерия), раскрывающие возможности применения изучаемого понятия в контексте воспитательной, образовательной и социальной практики.   

 

 3. На основе разработанной системы критериев экспертным образом отобраны публикации, в системе которых раскрывается содержание и генез ключевых понятий культурно-исторической психологии и теории деятельности: «сотрудничество / совместная деятельность» (N=32), «вращивание / интериоризация» (N=31), «зона ближайшего развития» (N=30), «знак» (N=30).

4. Составлена единая информационная база (база знаний), выступающая в качестве фундаментальной теоретико-методологической основы разрабатываемой цифровой образовательной платформы «Культурно-историческая психология и теория деятельности». Реализован принципиально новый метод проектирования образовательных платформ, основанных на развивающихся системах понятий.

5. Принципиальный результат проведенной работы заключается в разработке принципиально нового метод анализа, отбора и систематизации научно-исследовательских публикаций. Его основу составляет изучение содержания анализируемых работ в опоре на логику развития системы понятий, определяющей содержание культурно-исторической психологии и теории деятельности, благодаря чему становится возможным «отразить» историко-культурный контекст и динамику развития указанных научных школ. Кроме того, разработанный метод позволяет выявлять образовательные технологии и практики, построенные на ключевых понятиях культурно-исторической психологии и теории деятельности, что делает этот метод эффективным инструментом для формирования образовательных платформ учебного назначения.


1. Публикация обобщающих статей по каждому из ключевых понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак», отражающих их содержание и генез в культурно-исторической психологии и теории деятельности;

 

2. Создание информационной базы лучших образовательных практик, демонстрирующих содержание и возможности применения понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» для разных возрастных этапов школьного детства (дошкольный, младший школьный и подростковый возраст);

 

3. Дополнение разработанной информационной базы зарубежными работами. Расширение системы анализируемых понятий;

 

4. Создание цикла обучающих вебинаров, раскрывающих теоретико-методологические проблемы генеза и актуальные направления исследований в системе КИП и ТД на примере понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак».

 

 

Slavina Liya Solomonovna
14.01.1906 - 23.09.1988
Psychologist, area of research – personality development in children. Student of L.S. Vygotsky.