Актуальность проекта: обусловлена общемировыми тенденциями в психолого-педагогической науке, связанными с возрождающимся запросом широкого международного профессионального сообщества на понимание и широкое обсуждение фундаментальных идей, положений и методов, составляющих теоретико-методологическую основу культурно-исторической психологии (КИП) и теории деятельности (ТД). Согласно данным последних наукометричеких исследований (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, А.А. Шведовская, В.В. Пономарева, 2019), выявлена положительная динамика роста количества публикаций, содержащих ключевые термины и понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности («зона ближайшего развития», «деятельность», «орудие», «знак», «высшие психические функции», «сотрудничество» и др.) в различных научных базах данных (WoS CC, Google Академия, РИНЦ) как на русском, так и на английском языках. При этом на сегодняшний день фактически отсутствуют такие образовательные ресурсы (базы знаний), которые позволяют не формально, а системно и содержательно осваивать теоретико-методологические основы и возможности практического применения методов указанных научных подходов в образовательной и социальной практике.
Существующие на сегодняшний день библиотечные базы данных, выступающие как ресурсы для студентов при поиске информации о ключевых понятиях, определяющих содержание КИП и ТД, являются системами хранения большого объема информации. Такие базы основаны, как правило на формальных критериях поиска и отбора материалов и в функциональном отношении не связанны с образовательными задачами.
Разрабатываемый метод анализа содержания, отбора и систематизации научно-исследовательских публикаций, основанный на концептуальном подходе, и позволяющий относить анализируемые работы к конкретному научному направлению, этапу его становления, отображать преемственность и ключевые повороты в разработке содержания системы изучаемых понятий в рамках КИП и ТД, позволяет на его основе создавать уникальные базы знаний, в основе которых заложен новый подход к проектированию образовательного пространства. Такой подход исходит не из формального изложения материала, а из историко-культурного контекста развития содержания осваиваемых понятий, составляющих содержательную характеристику рассматриваемых концептуальных систем. Тем самым, учащиеся в процессе обучения воспроизводят логику становления культурно-исторической психологии и теории деятельности, рассматривая как теоретико-методологические и методические аспекты данных концепций, так и возможности их практического применения для решения проблем образовательной и социальной практики.
Цель исследования: создание системы критериев для экспертного отбора и структуризации научно-исследовательских работ, позволяющая эффективно и оперативно отбирать из большого массива публикаций работы, отображающие происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» в культурно-исторической психологии и теории деятельности, а также позволяющая структурировать эти работы исходя из логики исторического развития понятий.
Задачи исследования:
- Разработана система критериев для экспертного отбора и структуризации научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, позволяющая последовательно отобразить происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» в культурно-исторической психологии и теории деятельности;
- Создание обобщенной информационная база из экспертным образом отобранных отечественных научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, отображающих происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак».
Гипотеза исследования: содержание понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак», образует теоретико-методологическую основу исследований в культурно-исторической психологии и теории деятельности
Методы исследования:
- Наукометрический анализ по базам данных: Электронная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ («Библиотека Выготского», Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.
- Метод экспертных оценок
Дизайн исследования:
- Формулировка системы критериев для экспертного отбора научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, позволяющая из логики исторического развития отобразить происхождение, содержание и генез понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» в культурно-исторической психологии и теории деятельности;
- Первичный отбор публикаций проводится через следующие открытые научные базы данных: Электронная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ («Библиотека Выготского», Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.
- На основе разработанной системы критериев экспертный анализ и отбор научно-исследовательских (эмпирических) публикаций, позволяющих проследить эволюцию представлений о понятиях «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» от классических трудов Л.С. Выготского до современных работ (не старше 10 лет), установить «поворотные точки» в развитии этих представлений и трактовке понятий, определить основания, по которым расходятся точки зрения разных исследователей.
- Создание единой информационной базы, включающей специально структурированный набор публикаций по каждому из приведенных понятий.
1. Проведен теоретико-методологический анализ системы понятий, определяющих содержание культурно-исторической психологии, рассмотрены направления развития этой научной школы.
2. На основе проведенного анализа разработана система критериев (глава 1.2.), раскрывающая содержание ключевых понятий КИП и ТД, позволяющая отбирать конкретные публикации в опоре на исходные положения и принципы рассматриваемой научной школы.
Определены четыре группы критериев:
- «Историко-культурные» (2 критерия), посредством которых раскрывается и устанавливается исторический и социокультурный контекст создания публикации, а также отношение автора к КИП и ТД, этап творчества автора.
- «Теоретико-методологические» (4 критерия), посредством которых раскрывается содержание, место и роль изучаемого понятия в контексте концептуальной схемы научной теории.
- «Методические» (3 критерия), в рамках которых конкретное понятие рассматривается как объяснительный или организующий принцип для исследования центральных проблем КИП и ТД.
- «Практические» (2 критерия), раскрывающие возможности применения изучаемого понятия в контексте воспитательной, образовательной и социальной практики.
3. На основе разработанной системы критериев экспертным образом отобраны публикации, в системе которых раскрывается содержание и генез ключевых понятий культурно-исторической психологии и теории деятельности: «сотрудничество / совместная деятельность» (N=32), «вращивание / интериоризация» (N=31), «зона ближайшего развития» (N=30), «знак» (N=30).
4. Составлена единая информационная база (база знаний), выступающая в качестве фундаментальной теоретико-методологической основы разрабатываемой цифровой образовательной платформы «Культурно-историческая психология и теория деятельности». Реализован принципиально новый метод проектирования образовательных платформ, основанных на развивающихся системах понятий.
5. Принципиальный результат проведенной работы заключается в разработке принципиально нового метод анализа, отбора и систематизации научно-исследовательских публикаций. Его основу составляет изучение содержания анализируемых работ в опоре на логику развития системы понятий, определяющей содержание культурно-исторической психологии и теории деятельности, благодаря чему становится возможным «отразить» историко-культурный контекст и динамику развития указанных научных школ. Кроме того, разработанный метод позволяет выявлять образовательные технологии и практики, построенные на ключевых понятиях культурно-исторической психологии и теории деятельности, что делает этот метод эффективным инструментом для формирования образовательных платформ учебного назначения.
1. Публикация обобщающих статей по каждому из ключевых понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак», отражающих их содержание и генез в культурно-исторической психологии и теории деятельности;
2. Создание информационной базы лучших образовательных практик, демонстрирующих содержание и возможности применения понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак» для разных возрастных этапов школьного детства (дошкольный, младший школьный и подростковый возраст);
3. Дополнение разработанной информационной базы зарубежными работами. Расширение системы анализируемых понятий;
4. Создание цикла обучающих вебинаров, раскрывающих теоретико-методологические проблемы генеза и актуальные направления исследований в системе КИП и ТД на примере понятий «сотрудничество / совместная деятельность», «вращивание / интериоризация», «зона ближайшего развития», «знак».