Кафедра ЮНЕСКО Культурно-историческая психология детства

Московский государственный психолого-педагогический университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований
Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований

Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований - Основные результаты реализации проекта (2023г.)

E-mail Печать PDF
Индекс материала
Основные понятия культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе отечественных исследований
Цель, задачи и гипотеза проекта
Методы и дизайн исследования
Основные результаты реализации проекта (2023г.)
Направления продолжения исследовательских работ
Все страницы
1. Проведен теоретико-методологический анализ системы понятий, определяющих содержание культурно-исторической психологии, рассмотрены направления развития этой научной школы.

2. На основе проведенного анализа разработана система критериев (глава 1.2.), раскрывающая содержание ключевых понятий КИП и ТД, позволяющая отбирать конкретные публикации в опоре на исходные положения и принципы рассматриваемой научной школы.

Определены четыре группы критериев:

  • «Историко-культурные» (2 критерия), посредством которых раскрывается и устанавливается исторический и социокультурный контекст создания публикации, а также отношение автора к КИП и ТД, этап творчества автора.
  • «Теоретико-методологические» (4 критерия), посредством которых раскрывается содержание, место и роль изучаемого понятия в контексте концептуальной схемы научной теории.
  • «Методические» (3 критерия), в рамках которых конкретное понятие рассматривается как объяснительный или организующий принцип для исследования центральных проблем КИП и ТД.
  • «Практические» (2 критерия), раскрывающие возможности применения изучаемого понятия в контексте воспитательной, образовательной и социальной практики.   

 

 3. На основе разработанной системы критериев экспертным образом отобраны публикации, в системе которых раскрывается содержание и генез ключевых понятий культурно-исторической психологии и теории деятельности: «сотрудничество / совместная деятельность» (N=32), «вращивание / интериоризация» (N=31), «зона ближайшего развития» (N=30), «знак» (N=30).

4. Составлена единая информационная база (база знаний), выступающая в качестве фундаментальной теоретико-методологической основы разрабатываемой цифровой образовательной платформы «Культурно-историческая психология и теория деятельности». Реализован принципиально новый метод проектирования образовательных платформ, основанных на развивающихся системах понятий.

5. Принципиальный результат проведенной работы заключается в разработке принципиально нового метод анализа, отбора и систематизации научно-исследовательских публикаций. Его основу составляет изучение содержания анализируемых работ в опоре на логику развития системы понятий, определяющей содержание культурно-исторической психологии и теории деятельности, благодаря чему становится возможным «отразить» историко-культурный контекст и динамику развития указанных научных школ. Кроме того, разработанный метод позволяет выявлять образовательные технологии и практики, построенные на ключевых понятиях культурно-исторической психологии и теории деятельности, что делает этот метод эффективным инструментом для формирования образовательных платформ учебного назначения.



 

Божович Лидия ИльиничнаБожович Лидия Ильинична
11.01.1908 - 21.07.1981
Психолог, ученица Л.С. Выготского.
“создала собственную оригинальную концепцию личности, базирующуюся на культурно-исторической теории Выготского. Основу её концепции составляет представление об активности и свободе личности...” А.М. Прихожан